Образовательный проект "воспитание дошкольников на традициях бурятского народа". Бурятские орнаменты и их значение Программа обычаи и традиции бурят в доу

Конспект нод в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель изодеятельности МАДОУ комбинированного вида детский сад "Солнышко", посёлка Каменск.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре бурятского народа.
Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;Учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;
Развивающие: Развивать творческие способности детей;
Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
4) Дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», линия круга.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.
Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.
Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.
Что мне с ней делать? Придумала!
Давайте поиграем в игру.
Проводится бурятская игра «Рукавичка».


В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.
I основная часть
Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.
II основная часть
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?
Ответы детей.
Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)
Узор по-бурятски звучит так - «угалза».
Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)
Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.
Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.
Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).
Физмину тка


Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.
Практическая часть
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.
После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.
III заключительная часть
Анализ, подведение итогов
После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.


Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.
Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?
(Ответы детей) .
Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что - то ищет.
Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.
Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.
Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).
Ответы дедушки.
Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).

Елена Цыбикжапова
Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Сроки реализации: 20.01.2016- 29.02 2016гг.

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.

Актуальность проекта:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Подготовительная работа:

1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;

2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.

Работа с родителями:

1. Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»

2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.

3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.

4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

Ожидаемый результат:

Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;

1) Беседа «Сагаалган- праздник Белого месяца».

Познавательная презентация о празднике Сагаалган: 21.01.-22.01

Ответственный: Воспитатели

2) Папка- передвижка для родителей на тему «О празднике Сагаалган», уреэлы:20.01- 10.01 Ответственный: Воспитатели

3) Прослушивание и разучивание бурятской народной песни «Тоб, тоб, туароб», разучивание частушек и народного танца ехор: 20.02-29.02

Ответственный: Музыкальный руководитель, воспитатели

4) Беседа «Хадаки. Значение цветов». Знакомство с элементами бурятских узоров. Рисование бурятских узоров: 25-29.01

Ответственный: Воспитатели

5) Чтение художественной литературы. Бурятские сказки. Приложение №1: Ежедневно Ответственный: Воспитатели

6) Лепка из соленого теста фигурки Будамшуу в ст. и подг. группах: 01.02-05.02

Ответственный: Воспитатели

7) Познавательный час

«Сагаалган- страницы истории». П/игры. Мастер- класс (аппликация «Юрта»): 03.02.16 Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь - Карпук О. А.

8) Театр «Золотой век».

Театрализованное представление «Сагаалган»: 10.02.16

Ответственный: Старший воспитатель

9) Разукрашивание готовых фигурок красками.

Беседа с включением пословиц, поговорок, бурятских загадок. Заучивание стихов: 08.02-12.02 Ответственный: Воспитатели

10) Изготовление бурятских шапок из различных материалов (ткань, бумага):20.01.16-08.02.16 Ответственный: Воспитатели и родители

11) Праздник Сагаалган: 11.02.16

Гр. 2-9.15ч; Гр. 3-10.15ч.

Ответственный:Воспитатели, музыкальный руководитель

12) Выставка поделок в ДОУ: 15.02-19.02

Ответственный: Воспитатели и родители

13) Знакомство и творчеством и произведениями Виктории Алагуевой

Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь Карпук О. А.

14) Беседа «Знакомство с национальным жильем бурят», «Бурятская национальная одежда». Рисование юрты, одежды: 22.02-26.02.16

Ответственный: Воспитатели

15) Для пополнения центра бурятской культуры: изготовление лунного календаря, создание альбома «Сагаалган», изготовление книжек- малышек с иллюстрациями по бурятским сказкам:

с 20.01.16 по 29.02.16

Ответственный: Воспитатели, родители

http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/burjatskie-skazki

Публикации по теме:

«Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.

III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Аларский район

Урок изобразительного искуства

Тема:

"Бурятский орнамент"

Учитель ИЗО:

Середкина Тамара

Святославовна

2012г

Изобразительное искусство

Тема: "Бурятский орнамент"

Цели:

· расширить представление о бурятском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

· развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

· воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи:

· научить распознавать орнаменты разных культур;

· развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента;

· воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Оборудование:

· для учителя: компьютерная презентация об орнаменте, объекты ДПИ - полотенца, деревянная расписная посуда.

· для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, цветные шаблоны греческих ваз и силуэты женских сарафанов, простые карандаши, таблицы греческих элементов (меандры).

План урока

I. Организационный момент

II. Беседа

а. Бурятский орнамент

б. Основные группы орнамента

в. Символика цвета в орнаменте

III. Практическая работа

IV. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент

Успокаиваю детей, проверяю готовность к уроку.

Приветствую, сажу класс.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?

I. Беседа

а. Бурятский орнамент

Ребята для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. (орнамент).

Что означает слово «орнамент»? (слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение»).

С чем он связан? (связан с почитанием духов, богов).

Сегодня мы с вами продолжаем изучать орнамент, только бурятский.

Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски - «хээ угалз»

Как у бурятского народа, так и на Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

б. Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:

1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"

2. Зооморфные (животные, птицы..)

3. Растительные (листья, цветы, лотос…)

4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)

5. Культовые

Геометрические орнаменты

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.

Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии.

Зооморфные орнаменты

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия . Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу ”;

Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов , существует около 30 вариантов ее изображения.

Растительный орнамент

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза ), цветочный узор (сэсэг угалза ) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом . Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.

Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

Природный (космогонический) орнамент

В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.

Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.

Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.

Облака –Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.

Также к распространненным можно отнести Меандр.

Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т. к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т. к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.
Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век "молоточный" трудовой орнамент встречается всюду.

Улзы - "плетенка" - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве - мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.
Монгольский этнограф и лингвист академик Б. Ринчен считает, что этот знак стал известен монголам (а через них и бурятам) вместе с приходом буддизма (соответственно в 12 и 18 веках). - большой знаток культуры и искусства кочевников, считает, что происхождение улзы уходит корнями в очень древние времена, связанные с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова "ульзий" в звучании "кульджа", "гулдза", "угалз" встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента, повторяющего рисунок рогов этого животного. Очень древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Вполне возможно также, что сам термин "улзы" является наименованием тотемного животного.
Знаток монгольской орнаментики художник Н. Вельский, говоря о значении плетенки в народном искусстве монголов, утверждал, что этот знак решает ту же задачу, что и меандр в искусстве древних греков, а именно линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.

Сегодня мы - мастера, и нам необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета. В нем необходимо отразить жизнь вашей семьи.

Для начала необходимо сделать набросок карандашом, и только после того как я проверю ваш эскиз, вы работаете в цвете.

V. Практическая работа

Веду фронтальную и индивидуальную работу с классом

Проговариваю общие замечания, ошибки в работе.

VI. Итог урока

Мини выставка работ учащихся.

С каким орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

Чем он отличается от орнамента на Руси?

Что изображено на ваших рисунках?

Цвет подбирали по значению? Почему?

Перечислите те основные цвета, которые используют при создании бурятского орнамента.

На ваших рисунка изображены геометрические тела и животные, на что вы опирали при их выборе?

Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?

Напоминаю убрать рабочие места.

Спасибо за урок.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой

4 слайд

Описание слайда:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.

5 слайд

Описание слайда:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

6 слайд

Описание слайда:

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

9 слайд

Описание слайда:

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

10 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)

13 слайд

Описание слайда:

Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

14 слайд

Описание слайда:

Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.

15 слайд

Описание слайда:

Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»

16 слайд

Описание слайда:

Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»

17 слайд

Описание слайда:

Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»