Апатия и нежелание что либо делать. Апатия и нежелание двигаться. Почему пропадают желания. Нежелание что-либо менять в своей жизни

Нередко можно слышать, что у кого-то апатия к жизни. В обыденном значении это слово употребляется как синоним усталости, порой плохого настроения или просто нежелания что-то делать. Каково же истинное значение данного слова?

Апатия — это такое состояние человека, когда ему совершенно безразлично всё, что происходит в жизни, у него нет никаких интересов, стремлений, эмоции крайне бедны. Можно сказать, что настоящая апатия — это серьезный сдвиг в психологическом состоянии человека, и она распространяется на все области жизни.

Что испытывает человек в состоянии апатии?

Человек в состоянии апатии не может и не хочет ничего делать. Ему никак не сконцентрироваться ни на каких делах или заботах. При этом, понимая свою ответственность, он испытывает безразличие. Никаких побуждений к чему-либо нет. Никуда идти не хочется, вникать в проблемы не хочется, идти в гости, общаться с родными или друзьями тоже не хочется. Эмоций практически никаких нет. Может быть даже так, что человек и с постели не встает, не умывается. Он чувствует, что может только лежать, потому что устал и обессилел.

Откуда берется апатия?

Апатия не возникает на пустом месте. Всегда у любого состояния есть причины.

Апатия может стать:

  • Следствием перенесенных заболеваний, которые истощили нервную систему, например, тяжелые инфекции, эндокринные нарушения.
  • Следствием эмоционального выгорания, которое нередко наблюдается у людей так называемых помогающих профессий (врачей, педагогов).
  • Следствием чрезмерного физического или эмоционального напряжения.

Состояние апатии может быть сигналом организма о том, что надо сбавить темп жизни, уменьшить нагрузку, задуматься об организации своего труда. Если такое состояние не становится затяжным и после нескольких дней отдыха, что называется, «отпускает», то человек находит способ справиться или обращается за помощью к психологам, врачам. В этом случае апатия может быть своеобразной защитной реакцией организма на непомерные переживания или нагрузку.

Гораздо сложнее, когда апатия становиться следствием травмы головы или злоупотребления алкоголем. Тогда человек может утратить способность адекватно оценивать происходящее, и болезненное состояние может усугубляться.

Еще более серьезно обстоят дела, если апатия является симптомом психического заболевания, чаще всего шизофрении.

Итак, обычно выделяют следующие виды апатии:

  • Пассивная (человек вял, не проявляет интереса к жизни).
  • Активная, когда все процессы идут только во внутреннем мире человека, а внешне они не заметны. Такой вид апатии встречается редко, но последствия его бывают непоправимы: возможен даже суицид.
  • Травматическая. Она возникает на фоне психических изменений, происходящих вследствие травм головы.

Симптомы апатии

Симптомы апатии неплохо знать всем, ведь столкнувшись с подобными проявлениями у кого-то из близких, можно попробовать оказать ему помощь или хотя бы поддержать в трудный период.

Апатия чаще всего проявляется следующим образом:

  • Угнетенное настроение,
  • Общая слабость,
  • Нарушение концентрации,
  • Рассеянное внимание,
  • Головокружение,
  • Замедленные реакции,
  • Ощущение одиночества, страха,
  • Провалы в памяти,
  • Отказ от работы и других привычных занятий,
  • Нежелание находиться среди людей,
  • Отказ от любимых занятий, увлечений.

Если подобное состояние продолжается более двух недель, особенно если оно сопровождается провалами в памяти, то не стоит откладывать обращение к специалистам. Возможно, что за апатией скрывается эндокринное заболевание, которое вполне поддается лечению, и человеку несложно помочь. Но возможно, что апатия — это первые проявления психических расстройств. Тогда нужно попытаться убедить человека обратиться за помощью, пока не произошло разрушение личности.

Римский философ Сенека утверждал, что взрастить чувство ненависти к жизни можно только с помощью двух вещей: лени и апатии. Не существует человека, который бы не испытывал усталость, тягостное чувство внутренней пустоты, отрешенности и нежелания совершать какие-либо действия. Это симптомы апатии, тяжелого психического состояния, которое на некоторое время «выбивает» из привычного графика жизни, заставляет чувствовать себя потерянным, одиноким, вызывает не только физическую пассивность, но и безразличие к любым аспектам ежедневной жизни, к другим людям.

Состояние апатии важно не путать с депрессивным состоянием, ведь депрессия – это сложное психическое расстройство, во время которого апатия может выступать лишь одним из симптомов. В большинстве случаев апатия является отличным индикатором внутриличностных проблем и конфликтов. Если вы не хотите, чтобы в один прекрасный день вас настигла постоянная полная апатия к жизни, тогда для вас наступило подходящее время познакомиться поближе с причинами ее возникновения, узнать ее симптомы, а также вооружиться знаниями о том, как побороть это негативное состояние.

Почему она приходит?

Термин «апатия» впервые был использован еще во времена античности, но в совсем другом значении. Апатия считалась высшей добродетелью человека, была признаком некой отрешенности и аскетизма, свойственного истинному мудрецу.

наше время апатия в разных направлениях психологии означает негативное состояние, которое приносит в жизнь человека психологический дискомфорт. Апатия к жизни появляется внезапно, и часто человек не понимает ее причины и не знает, что делать.

Апатия имеет причины различного характера, их знание дает основу для поиска инструментов избавления от этого опасного состояния. Проанализируйте основные причины апатии, чтобы знать, что делать дальше:

В норме состояние апатии является предупреждающим сигналом о более глубоких проблемах. Она говорит о потребности остановиться и подумать о качественных изменениях вашего образа жизни и эмоционального состояния.

Как определить, что это апатия?

Понаблюдайте за собой, если вы найдете некоторые указанные симптомы в своем поведении и чувствах, тогда, возможно, у вас апатия.

  • Замкнутость. Вы не желаете общаться и даже видеться с другими людьми, любые вынужденные контакты вызывают гамму негативных эмоций, желание сбежать и спрятаться от всего мира.
  • Пассивность. Вы преследует постоянная усталость, нежелание что-либо делать. Привычная профессиональная и деятельность и домашние хлопоты отходят на дальний план, вы ничего не хотите делать. Режим дня меняется, мучает постоянная бессонница, на смену которой приходит дневная сонливость.
  • Вы не просто не желаете ничего делать, но ощущаете физическую слабость, которая вызывает сонливость и не дает возможности вести привычный образ жизни. Вам сложно даже выразительно разговаривать.
  • Эмоциональная холодность. Проявления эмоций и чувств стают однообразными и невыразительными. Общий эмоциональный фон – негативный, выражение лица хмурое, взгляд грустный и поникший. Возникает слабая реакция на эмоции других людей, они просто перестают интересовать. Причем, вы чувствуете, что для такого состояния нет никаких конкретных причин.
  • Безразличие. Возникает безразличное отношение к своему внешнему виду, вы можете весь день провести в кровати, чувствуя сонливость, игнорируя еду и гигиенические процедуры. Наблюдается пассивная реакция на любые просьбы и пожелания со стороны других людей.

Начните действовать

Постоянная усталость, сонливость, которые являются частыми причинами апатии, могут бесследно исчезнуть сами, без применения специальных методов и обращения за помощью к специалистам. Возможно, ваш организм просто хотел отдохнуть и апатией выражал свою усталость и перенасыщение. Но если эти симптомы не исчезают несколько недель, а при этом к ним добавляются и другие симптомы, тогда вам следует обратиться за помощью к профессиональному психологу. Но для начала попробуйте самостоятельно выйти из этого состояния с помощью таких действий:

  • Найдите причины. Подумайте над тем, почему именно у вас могла возникнуть апатия. Так как она является поверхностью проблемы, постарайтесь найти тот корень, который мог привести к этому состоянию. Если причина в тяжелой работе, подумайте над возможностью смены сферы деятельности или временном отпуске. Если вас окружают «тяжелые» люди, попробуйте сменить круг общения. Новые решения придадут внутренних сил, и у вас появится больше энергии для дальнейших действий.
  • Постарайтесь вести здоровый, активный образ жизни. Измените рациона питания, займитесь любым видом спорта: фитнес, плавание, велопрогулки, бег либо посещение тренажерного зала. Пройдите курс лечебного или расслабляющего массажа. Такие процедуры наполнят ваше тело новой энергией, балансируя физическую и психическую нагрузку на организм.
  • Распланируйте свой день. Составьте график своей ежедневной деятельности на месяц. Если вам удастся взять отпуск, тогда наполните эти дни встречами с приятными людьми, новыми видами деятельности и творчеством. Также можно затеять необычный ремонт.
  • Попробуйте сравнить свою жизнь с жизнью других людей. Загляните за границы собственной жизни и обратите внимание на то, сколько людей живет в более сложных жизненных обстоятельствах. Узнайте о том, какая помощь необходима местному детскому дому и окажите помощь, исходя из своих возможностей.
  • Отправьтесь в путешествие. Если у вас есть такая возможность, то отличным вариантом станет кардинальная смена обстоятельств. Отправьтесь в заграничное путешествие или просто к себе на дачу, где вас будут окружать другие люди и вещи. Но не забывайте, это не побег от проблем, а придание жизни новых красок.

Как бороться с апатией и депрессией, видео:

Пройти тест на депрессию, шкала Бека (бесплатно) >>>

Понятие апатии часто путают и ошибочно называют депрессией. На самом деле апатия возникает как предвестник или как последствие депрессии. Состояние апатии – это нежелание что-либо делать, при полном осознании того, что делать это просто необходимо.

Характеристика заболевания

Когда у человека возникает апатия к жизни ее очень трудно не заметить окружающим. Происходит полное угнетение умственной и физической активности – больной не хочет думать, не испытывает , не встанет лишний раз с постели. Исчезают интересы, устремления, цели. Это состояние можно охарактеризовать известной цитатой «Уже никто никуда не идет».

Полная усталость и апатия могут возникнуть после перенесенных болезней (в том числе и банальных простуд), авитаминоза, после операций, а также при психических заболеваниях. Длительная апатия – это сигнал о том, что пора обратиться к психологу и исследоваться.

Кроме того, апатия – это нормальное (но нежелательное) явление, когда человек живет не по ритму. Недосыпания, работа, исчерпывающая все человеческие ресурсы, длительные психологические напряжения (например, если работа связана с ответственностью за жизни многих), а также физическая истощенность. Полная апатия – это всего лишь сигнал от организма, который вопиюще просит вас дать отдышаться.

Кстати, в украинском языке до 1920 года (время издания Русско-украинского медицинского словаря) не было термина апатия. Украинская Вікіпедія говорит, что вместо термина "апатія" употреблялось украинское слово «байдужість», что означает – «безразличие».

Что делать?

Понятно, что долго в таком состоянии не протянуть. Поэтому при возникновении апатии ко всему, вопрос что делать – напрашивается у любого волевого человека, желающего взять себя поскорее в руки.

Большая ошибка, это навалить на себя еще работы, больше нагрузок и выбить «клин клином». На самом деле такое поведение только приведет к дальнейшей депрессии.

Как вы думаете, почему некоторые люди в преклонном возрасте остаются жизнерадостными и активными, а другие, будучи ещё достаточно молодыми, не видят в жизни радости, впадают в апатию и ничего не хотят? Может, такими нас создала природа – одних бодрыми, других усталыми? Или мы постепенно, с течением времени растрачиваем силы, и кто-то тратит их слишком быстро? Почему иногда так тяжело сдвинуться с места даже ради того, что раньше казалось таким желанным? И что делать, если ничего уже не ждёшь от этой жизни? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Желание равно жизнь

Все мы что-то делаем, куда-то движемся только потому, что в нас горит желание, стремление к чему-то. Это наша энергия, толкающая нас вперёд сила. Нет желания – нет и силы двигаться. Но иногда человек теряет желание жить и к чему-то стремиться. Почему это происходит, по каким причинам — поможет понять системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Каждый человек рожден уникальным, со своим набором врожденных свойств и стремлений, которые в СВП называются векторами. Их восемь. Вместе с вектором даются особенные желания и необходимое количество жизненных сил, чтобы эти желания осуществить. И все было бы хорошо, если бы мы точно понимали себя — мы знали бы, как достигнуть желаемого. Но в реальности мы часто дезориентированы, живем вслепую, что приводит нас к разочарованиям.

Например, человек со звуковым вектором отличается от других особой потребностью в познании себя , мира, первопричин, которая перекрывает своей важностью все обычные, земные желания. Для осуществления своих желаний он наделен способностью к сосредоточению и абстрактным интеллектом. Сосредоточенность на своих мыслях, погруженность в себя может делать таких людей рассеянными, им сложно идти на контакт. Их интересует внутренний мир, который им кажется более значимым и реальным, чем мир снаружи. Такие люди стремятся к осмысленности в любом своём действии. Но вот достичь ее оказывается не так просто.

До сих пор знания о природе человека были ограничены, бессознательное скрыто от понимания – для современного человека со звуковым вектором недостаточность этих знаний равносильна голоду, только не тела, а души. Без понимания своего Я не может быть осмысленности.

Когда жизнь не имеет смысла

Апатия в звуковом векторе наступает тогда, когда человек не находит смысла в жизни и каких-либо действиях, он не понимает, к чему вся эта мышиная возня, которой заняты другие. Он не получает наслаждения, радости от жизни, потому что не реализует своих желаний – не находит ответов на извечные вопросы, которые так важны для него. И тогда он уходит в сон, спит сутками напролёт, ему не хватает энергии, чтобы делать какие-то необходимые дела. Страдание звуковика настолько велико, что он, считающий этот мир иллюзорным, мечтает покинуть его как можно скорее.

И, чтобы человек не совершал суицид, природа позаботилась о защитном механизме. От невыносимой боли хронической ненаполненности желание словно перегорает, и наступает апатия. Боль притупляется, но, становясь бесчувственным, теряя желания, человек постепенно полностью утрачивает и интерес к жизни. Уходят и силы. Он уже не мечтает, не стремится, не рискует, не любит, ничего от этой жизни не хочет... Так мортидо (стремление к статичности, смерти) начинает преобладать над либидо (желанием жизни) – природа медленно и щадяще уводит нас из жизни.

Почему люди умирают? Потому что у них пропадают желания. А живут долго те, кто чего-то хочет, стремится и достигает. Так человек устроен, что хочет больше и больше, желание с каждым разом, с каждым наполнением растёт, а вместе с этим растет и удовольствие. И жизнь продолжается.

Апатия у самых старательных

Апатия может возникнуть не только в звуковом векторе. Почти любой человек может стать апатичным и вялым, если его желания долгое время не наполняются . Ведь человек живет по принципу удовольствия. И если нет наслаждения – притупляются и желания. Человек уже отчаивается что-либо получить и отказывается от желаний, продолжая безвольно плыть по течению жизни.

Часто к апатии склонны люди с анальным вектором – одним из восьми психотипов с его особым набором желаний и стремлений.

Что присуще этим людям? Стремление к справедливости, чистоте, качеству. Это специалисты высокого класса, у них золотые руки, стремление довести всё до идеала, до блеска. Это верные друзья, преданные мужья и жёны, которые ценят и особенно берегут отношения с родными. Такие люди любят давать и получать советы, они прислушиваются к мнению авторитетов и часто зависимы от близких людей, особенно от матери. Это часто нерешительные, медлительные люди, они не любят рисковать и проявлять инициативу. Прежде, чем совершить поступок, они могут долго думать, собираться с силами и только потом делать.

Почему угасают желания у таких людей? Причин может быть много, рассмотрим некоторые из них.

Потребность в похвале и признании

Человек с анальным вектором более других ведом и зависим от мнения окружающих. Он нуждается в похвале и желает получать её от других. Он готов иногда только ради этого делать работу на отлично.

Долго не получая одобрения и удовлетворения от своих действий, он теряет мотивацию. Более того, в его ригидной психике возникает своего рода перекос: я вложил свои усилия, но не получил вознаграждения (рождается обида).Чувствуя несправедливость, анальный человек больше не желает и не может двигаться (ступор), являясь заложником своих представлений о мире: все должно быть поровну! Он заранее откажется от каких-либо действий, понимая, что никакой желаемой награды его не ждёт впереди. Отказ от действий еще больше ограничивает возможность получения наслаждения, и человек постепенно угасает. Всё меньше ему охота выходить на улицу, выполнять какую-то работу. И вот он уже лежит целыми днями на диване, апатичный и тучный от бездействия.

Не смог сказать «нет»

Маленький человечек с анальным вектором растёт, учится взаимодействовать с людьми, как и все другие дети. Но его особенность в том, что это очень послушный, покладистый от природы ребёнок и для него очень важны подсказки и похвала мамы, это дает ему чувство защищенности и помогает развиваться. Когда ребёнок вырастает, он научается принимать самостоятельные решения и добиваться желаемого, не пытаясь искать похвалу и одобрение повсюду.

Если развитие в детском возрасте происходило не совсем правильно, такой человек, уже зрелый, может оказаться неспособным говорить «нет». Он остаётся зависимым от мнений других, ищет недополученного маминого одобрения. Поэтому желает всем угодить, понравиться, чтобы получить похвалу ради самой похвалы, и только тогда может почувствовать себя нужным и ценным. Постепенно он перестает ощущать, чего же хочет сам.

В еще большей степени это касается людей, в чьём наборе векторов присутствует ещё и зрительный вектор. Зрительник с рождения пуглив и ему сложнее всех адаптироваться в нашем мире. Пытаясь подстроиться под других, он ищет защиты и безопасности. Анально-зрительный человек может быть настолько зависимым от мнений и желаний других людей, что не в состоянии делать что-либо по собственному желанию.

В итоге наступает хроническая неудовлетворённость, усталость от реализации чужих желаний и попыток угождать, но так и не угодить в той мере, в какой требовалось. В конце концов, приходит истощение. Раз угодить невозможно, удовлетворить окружающих не получается, значит, и не стоит этого делать. Человек погружается в глубокую обиду и бездействует.

Неуверенность и чувство неполноценности

Ещё одной причиной апатии в анальном векторе может быть хроническая истощающая неуверенность. Мы можем долго стоять на месте, ждать удобного случая, чтобы что-то начать. Всё время тянем с реализацией тех желаний, которые кажутся нам труднодостижимыми. Пока мы решаемся, топчемся на месте, мы упускаем массу возможностей.

Потом расстраиваемся, виним себя и постепенно начинаем терять веру в то, что вообще когда-либо способны осуществить то или иное действие. Далее происходит отказ от желаний: бесполезно что-то делать – всё равно ничего не получится. Так мы думаем, чувствуя себя недостаточно сильными, смелыми и быстрыми, чтобы получить желаемое.

Даже если мы обладаем большой целеустремлённостью, упорством и намерением всё-таки достичь желаемого, нас всё равно могут преследовать временами мысли, что мы ничего не сможем и не достигнем. Во многом это происходит по причине детских установок, полученных от родителей. «Тупица», «тормоз», «криворукий» — нередко дети слышат такое от своих родителей. «Как ты только жить собираешься, никчёмное создание?» — бессознательно повторяет внутри себя анальный человек, у которого не сложился день, случились какие-то проблемы на работе или дома.

Как сделать первый шаг, и без того сложно дающийся от природы, если тебя убедили в том, что хорошо все равно не получится. А ведь мы хотим быть лучшими. Но зависимые от мнения других, а в детстве особенно от мнения мамы, мы берем эти установки на себя, и они изменяют всю нашу жизнь. Это делает и без того нерешительного человека неспособным сделать важные шаги и ведет к патологическому откладыванию.

Это ощущение собственной никчёмности может долго преследовать человека. Угнетённое настроение тянется всё дольше, страдание усиливается и нереализованные желания отставляются в сторонку, как нереализуемые уже никогда.

Отказ от реализации. Зависимость вместо свободы

Те люди, которые смирились с собственной нереализацией, конечно же, зависят от кого-то, кто заботится о них. Человеку нужна еда, одежда, крыша над головой и, если сам человек не обеспечивает себя всем этим, то кто-то должен дать ему всё необходимое. Часто о своих, уже взрослых, детях заботятся мамочки, не желающие расставаться со своими детьми, а неработающие женщины зависят от мужей, которые их кормят и берегут.

В наше время довольно часто анально-зрительные люди, вырастая, остаются инфантильными , неспособными самостоятельно позаботиться даже о себе, не то что о других. Если их воспитание было неправильным, без ощущения защищённости и безопасности, получаемого от родителей, то они живут в страхе и неуверенности до конца своих дней. Выйти во взрослую жизнь им бывает довольно проблематично.

Вместо реализации они ищут возможности отложить любое действие, потому что оно кажется сложным и опасным. Если окружение поддерживает это стремление, то они могут просидеть на «штрафной площадке» всю свою жизнь, избегая общения с миром, решений, действий, какой-либо ответственности или проявления себя.

Когда мы сами ни к чему не стремимся, мы привыкаем зависеть от тех, кто заботится о нас. Мы учимся манипулировать ими и зависим от их расположения. Мы научаемся жить по определённым правилам, боимся их нарушить, чтобы тот, кто о нас заботится и решает наши насущные проблемы, не лишил нас необходимого.

В результате мы живём в золотой клетке, где есть всё или почти всё, но нет главного – свободы реализовать себя в соответствии с заданными природой свойствами. В конце концов жизнь становится, как в сказке – «что воля, что неволя – всё равно», потому что желания давно умерли, а навыки, если когда-то и были приобретены – утрачены. Нам остаётся только доживать серую, безрадостную, апатичную жизнь в зависимости.

Как вернуть радость жизни?

Чтобы оживить желания, стоит начать с малого. Сначала чётко определить, какие желания в нас скрыты или подавлены. Многие настолько сильно зависимы от мнений других людей, что никогда не осознавали, чего хотят на самом деле. Системно-векторная психология позволяет разобраться в себе в короткие сроки и с большой точностью. Дальше нужно начать потихоньку действовать, делать небольшие шажки к цели – реализации своих желаний. Стоит только попробовать раз, получить удовольствие, запомнить это приятное чувство от достигнутого, а потом пробовать ещё и ещё. С каждым разом желание будет увеличиваться, расти, а с возросшим желанием появятся силы.

Не стоит расстраиваться, если что-то пока не удаётся. Мы так легко опускаем руки по разным причинам – то вера в свою никчёмность так сильна, что мы изо всех сил пытаемся бессознательно найти ей подтверждение, то уже привыкли лениться настолько, что ничего не хотим менять – нам так удобно. Мы даже не заметили, как в молодом возрасте стали ощущать себя дряхлыми, никому не нужными стариками. Но мы не такие, даже если нам уже 70! Никогда не поздно начать жить полноценной жизнью.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает проработать все наши негативные установки , осознать те бессознательные механизмы, которые из раза в раз вели нас по замкнутому кругу несбывшихся желаний. Более глубокое понимание себя, своих особенностей и настоящих желаний дает новое ощущение себя и жизни в целом.

Не менее важно для поддержания уверенности и стабильности правильное окружение, которое будет давать силы для получения нового жизненного опыта. Только среди других людей мы можем понять свои природные качества и полноценно реализовать себя. Нам нужны единомышленники рядом, люди, с которыми можно поговорить на одном языке, на которых можно ориентироваться.

Таких вы точно найдёте на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. И здесь вы сможете решить, что именно вы будете делать в своей жизни, научитесь принимать верные решения, за которые не придётся винить себя или других. Многое о своей жизни можно понять уже на вводных бесплатных онлайн-лекциях , где рассматривается также и анальный вектор.

Давайте действовать и наши пробудившиеся желания поведут нас за собой так далеко, как мы этого захотим!

И пусть жизнь продолжается!

Виктория Гоголева, студентка психологического факультета

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

«Да, все замечательно, но могло быть и лучше!»

Эта фраза очень показательна и говорит о том, что человек не может быть удовлетворен никогда. Он всегда находит что-то отрицательное, что сводит к минимуму положительный результат.

Или другая фраза: «Да, хорошо, но это невозможно». И перечисляется куча причин, почему невозможно: я уже пробовал, но ничего не получилось; это зависит не от меня; от меня это совсем не зависит и т.п. Дорога к чему-то новому наглухо закрывается.

Причин такого выбора может быть несколько:

  • Нежелание что-либо менять в своей жизни
  • Общая неудовлетворенность жизнью

Выбор «не жить» или «жить потом»

Еще можно назвать это отсутствием энергии, отсутствием мотивации и т.п. Мы не будем сегодня глубоко это разбирать, потому что причины чаще всего индивидуальные и требуют детального рассмотрения.

Мы будем говорить только о том, что человек по своим личным причинам выбирает «не жить» или откладывает жизнь «на потом, когда…». Можно перечислить разные варианты: «ради чего?», «я не вижу смысла», «а что от меня зависит?», «когда у меня будет время, деньги», «когда выйду на пенсию», «когда вырастут дети» и т.п.

Люди, выбирающие «не жить», перекладывают ответственность за свою жизнь на других. «Я ничего не хочу», «мне ничего не интересно», «какой смысл?», «все и так хорошо», «лишь бы чего не вышло…», «а что я могу? От меня ничего не зависит» - примерные фразы на предложение что-то поменять в своей жизни. По большому счету это пассивные манипуляторы, изображающие беспомощность перед миром. Позволяя другим думать и действовать за них, они всегда остаются в выигрыше – ответственность не на них, но они пользуются плодами результата. Сознательно или бессознательно, они уверены, что их спасение в других людях. А «спасители» всегда находятся. Жена опекает и не бросает своего мужа-пьяницу, подруга вечно спасает своего друга-неудачника и т.п.

Людям, выбирающим «жить потом» кажется, что завтра у них будет больше времени и возможностей, чтобы что-то решить или начать что-то делать. Жизнь такими людьми воспринимается безграничной. И сейчас, в этот момент они отрекаются от нее.

Им можно долго говорить о том, что жизнь может закончиться в любой момент, что никогда не придет спаситель и т.д. Они все это прекрасно знают и понимают. Знают и понимают умом. Но здесь и сейчас они не способны наполнить свою жизнь смыслом и все ждут и надеются на бесконечность жизни и спасителя. И это ожидание, влечение к безжизненному существованию перебивает у них рационалистические поступки.

Говорить о том, чтобы они нашли в себе силы к жизненным изменениям, тоже бесполезно. Если они не «вечные страдальцы» и не «вечные жертвы обстоятельств», то конечно можно выступить в роли «спасителя» и показать «другую» жизнь, где у подобных людей могут включиться стимуляторы к жизни, появиться смысл. Но важно помнить главное, что помогать следует только тем, кто сам попросил о помощи и кто готов эту помощь принять, а не навязывать ее, чтобы еще больше не усилить состояние «без жизни» или не создать зависимость от вас, как от «вечного спасителя ». Потому что рано или поздно вам эта роль надоест и, отказавшись от этой роли, вы причините еще большие страдания, чем те, которые испытывает человек сейчас. Об этом –

Сказка о бабочке и человеке

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Человек, который случайно проходил мимо, остановился и долго наблюдал, как из этой щели пытается выйти бабочка.

Время проходило, и человеку показалось, что бабочка оставила свои усилия, что она сделала все, что могла, но щель так и оставалась маленькой.

И тогда человек решил помочь бабочке, он взял нож и разрезал кокон. Бабочка вышла, но ее тельце было слабым и немощным, она едва двигалась.

Человек продолжал наблюдать, надеясь, что крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Но ничего этого не происходило. И остаток жизни бабочка так и не смогла летать, она волочила по земле свое слабое тельце и свои не расправленные крылья.

Человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, было необходимо бабочке. Природа заставляла бабочку с трудом покинуть оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы мы могли жить не встречаясь с трудностями, мы никогда не стали бы сильными. Мы никогда бы не смогли летать.

Может быть в какой-то критической ситуации, когда произойдет глубина осознания конечности жизни и рухнет вера в спасителя, и придет осознание того, что смыслом жизнь наполнить может только сам человек . Только тогда у него смогут появиться силы к жизни и к изменениям. Но и это не факт. Очень многие так и не находят в себе силы выйти из безжизненного существования.

Еще две притчи для понимания:

Причина страданий

Мастер утверждал, что самая банальная причина страданий заключается в том, что человек сознательно хочет быть несчастным. Вот почему в абсолютно одинаковых ситуациях один будет счастлив, а другой нет.

Мастер рассказал о своей маленькой дочери, которой очень не хотелось отправляться в летний лагерь. Чтобы развеять ее дурное настроение, он дал ребенку несколько почтовых открыток, предварительно адресовав их себе.

- Каждый день просто пиши на открытке «У меня все хорошо» и опускай ее в почтовый ящик.

Девочка подумала немного и спросила:

- А как пишется слово «плохо»?

Две большие добрые птицы и маленькая птичка

Собрались большие добрые птицы на юг. К ним подлетает маленькая птичка и жалобно говорит:"Вы большие добрые птицы собрались на юг, вам хорошо там тепло".

Большие птицы ей отвечают:"Хочешь мы возьмем тебя с сбой на юг, тебе тоже будет хорошо?"

"А-АА!!?"- ехидно и жалобно ответила маленькая птичка, -"Вам хорошо, Вы большие добрые птицы, у вас большие крылья, вы сильные, а я маленькая, у меня маленькие крылья я быстро устану и упаду в море!"

"Тебе не придется лететь, мы тебя посадим к кому-нибудь на спину и ты спокойно долетишь с нами."- ответили ей большие добрые птицы.

"А-АА!!?"- жалобно ответила им маленькая птичка, - "Вы полетите высоко, вы большие добрые птицы, вам не холодно высока, а я маленькая, я быстро замерзну?"

"А ты спрячешься в перья и долетишь в тепле"- ответили большие добрые птицы.

"А-АА!!?" - жалобно ответила им маленькая птичка - "Вот вы прилетите на юг, у вас большие клювы, вам будет легко добывать себе пищу, а я маленькая у меня маленький клюв я не смогу добывать себе пищу и умру"

"Мы тебя будем кормить"- ответили большие добрые питцы - "и ты не умрешь от голода"

"А-АА!!?..... (маленькая птичка)

"ПОШЛА ТЫ HА …!!!" - сказали большие добрые птицы.

Нежелание что-либо менять в своей жизни

Я думаю, что каждый из нас хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда кто-то из знакомых жаловался вам на свою жизнь (работу, мужа, жену, лишний вес, плохие отношения с каким-то из знакомых и т.д.) Вы проникались данной проблемой и начинали предлагать варианты решения этой проблемы, но вместо того, чтобы принять возможные выходы, вы слышали в ответ: «Да, но…» Создавалось впечатление, что человек отрицает и защищается от всего, что может помочь ему решать эту проблему.

Обратите внимания на себя. Присуще ли это качество вам? Может быть, вы тоже не ищите способ избавиться от проблемы? Может быть, вам нужно только о ней поговорить и получить подтверждение ее существования? Может быть, и вы выбираете между «страдать» и «решить проблему» первое, «страдать»?

Почему это происходит?

Одна из основных причин – это привычка. Привычка так думать, там поступать, так реагировать.

Произошло событие, и человек получил определенный опыт. События имеют свойства повторяться, значит, и этот опыт будет закрепляться. Опыт закрепился, а дальше вырабатывается определенный стиль поведения. А определенный стиль поведения устанавливает закономерности.

ПОЛУЧЕНИЕ ОПЫТА –

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕГО –

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ –

ВСЕ ЗАКОНОМЕРНО, ВСЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

Вот здесь и появляется «да, но…», потому что все знакомо, все понятно, все известно. Новое не понимается и не принимается. Но если все-таки новое и воспринимается, то только как вариант старого. Так образуется некая зона комфорта, где все понятно, предсказуемо и поэтому безопасно.

Новое – это риск. А риск вызывает беспокойство . И тогда привычное действие – отступить. Или сказать: «Да, но…» и найти кучу объяснений, почему этого делать не надо, уверяя, что результат будет тем же самым.

Если говорить о работе (место, должность, зарплата и т.д.), которая нас не устраивает, которая совсем не то, о чем мы мечтали, то неизвестно, что будет на другом месте. Здесь все привычно и знакомо, ну выскажем мы свое недовольство, поворчим, пострадаем. Но другое место – это же риск! ДА , конечно хочется получать побольше, и начальник чтобы не «дурак», и удовольствие от работы получать, НО где гарантия, что на другом месте будет лучше и зарплата выше?

Касаясь личной жизни, хотим мы этого или не хотим, но повторяем ошибки наших родителей. Правила, которые существовали в наших семьях, нам близки и удобны, даже не смотря на то, что они не работают во благо наших отношений. С годами мы все больше и больше становимся похожими на своих родителей. ДА , конечно хочется по-другому, и чтобы муж (жена) любил, и чтобы дети были послушными, НО я и так все делаю для семьи, вот только муж (жена) и дети этого не понимают. Или другие варианты ответов.

А наши привычки «выращены» годами. Они приносят нам проблемы, но эти проблемы известны, они свои, родные !

«Страдать»-то привычнее, чем попробовать что-то изменить, потому что возникает страх, а вдруг это новое принесет еще большие страдания.

И вот мы сидим в этой зоне комфорта, находим кучу причин, почему мы не хотим выходить из нее, почему нам что-то делать не надо или не имеет смысла. Наши стены от повторения одного и того же только крепнут. А причина страха только одна – нарушение стабильности .

Когда мы говорим «я не могу», «это не имеет смысла», «еще не время» или что-то подобное, то мы на самом деле говорим: «Я боюсь испытать новые ощущения, боюсь других, незнакомых мне переживаний ».

Поразмышляйте над вопросами:

  • Устраивает ли вас работа? Если нет, то какой вы представляете себе ее?
  • Устраивают ли вас личные отношения? Что бы вы хотели в них поменять?
  • Устраивают ли вас отношения с друзьями? Чем бы вы хотели их дополнить?
  • Устраивает ли вас ваш образ жизни? Чего в нем не хватает?
  • Чувствуете ли вы удовлетворение от прожитого дня? Как должен пройти день, чтобы вы почувствовали удовлетворение?
  • Что должно случиться в вашей жизни, чтобы вы начали действовать, а не размышлять, почему это невозможно?

Если мы начинаем действовать в нашей жизни не так, как всегда, то и наши привычки начинают меняться. А с изменением наших привычек изменяется и наша жизнь. Причем, чем выше дискомфорт от смены привычек, тем больше изменений за этим последует.

Самое сложное в изменении привычных действий – это начальный этап. И чаще всего именно здесь и «ломаются» все желания чего-то нового, чего-то другого. И сразу –убегание в нашу старую «зону комфорта», зону привычного действия, зону привычного реагирования.

Как это происходит, давайте рассмотрим на двух примерах.

Первый пример – утренняя зарядка.

Сколько раз вы давали себе зарок начинать день с зарядки? И сколько раз это обламывалось на «да, но…»? ДА , хорошо бы по утрам делать зарядку, НО надо же раньше встать, а так приятно лишние пять минут провести в постели. ДА , это конечно сделало бы меня бодрым на весь день, НО я уже столько раз пробовала и бросала, потому что утром у меня нет сил на зарядку, мне бы на работу не опоздать. И все опять так, как всегда. Мы опять с трудом просыпаемся, вяло тащимся в ванную, умываемся, завтракаем, стараемся не думать о том, что нас ожидает в течение дня. Или другой вариант – просыпаемся тогда, когда уже невозможно что-то делать медленно, и носимся по квартире с одной лишь мыслью – успеть бы и не опоздать.

Но представим себе, что мы все-таки приняли твердое решение начинать день с зарядки. И в первый же момент получили чувство дискомфорта: ранний подъем, преодоление лени, непонятно какие упражнения надо делать для бодрости. А после активной зарядки еще и мышцы заболели. Какая бодрость! Дискомфорт только усилился. Более того, дискомфорт будет усиливаться день ото дня и в какой-то период он достигает максимума. Но если мы это преодолеем, то вдруг почувствуем легкость, гибкость в теле, прилив сил. О, мы уже начинаем получать удовольствие от зарядки! Нет, маленький дискомфорт еще остается, ну хотя бы на то, чтобы преодолеть желание еще понежиться в кровати, но мы уже научились преодолевать это. А через какое-то время зарядка вообще станет привычным делом, от которого не хочется уже отказываться. Произошло то, что зарядка вошла в нашу зону комфорта. И зона расширилась.

Начинать все новое всегда трудно, чего бы это ни касалось. Если мы привыкли на определенный стимул реагировать определенным образом, то смена реакции обязательно повлечет за собой дискомфорт. Во-первых, надо вовремя заметить посыл , который вызывает реакцию, например, раздражения. Во-вторых, вовремя остановить эту привычную реакцию . В-третьих, вспомнить, что надо бы отреагировать как-то по-другому.

Вот для многих привычная картина. Мама приходит уставшая с работы и видит, что в большой комнате как всегда разбросаны игрушки, а ребенок занимается уже чем-то другим в своей комнате.

Мама в раздражении: «Ты опять разбросал игрушки. Ну, сколько можно тебе говорить – поиграл, убери за собой!»

Ребенок: «Да уберу я, уберу!» - тоже с ноткой раздражения в голосе, продолжая заниматься своим занятием.

Мама, еще больше заводясь: «Не уберу, а иди и убери сейчас же! Ты дождешься, что я их когда-нибудь выброшу!»

Продолжение может быть любым. Ребенок встает и нехотя идет убирать игрушки, потом заходит в свою комнату и закрывает дверь, показывая тем, что не хочет больше разговаривать. Обстановка раздражения сохраняется до конца вечера.

Второй вариант: ребенок игнорирует крики матери и продолжает заниматься своим делом. Мать от бессилия через какое-то время собирает игрушки сама.

И эта ситуация может повторяться изо дня в день. Ничего кроме отторжения между матерью и ребенком она не вызывает. Но она привычна! Мама расстраивается из-за непослушания ребенка, ребенок из-за того, что мама всегда только кричит. Вроде бы это и хочется изменить, но как говорит мама, что она уже не делала, все остается на своих местах. Но делала-то она всегда одно и то же! Раздражалась и кричала на ребенка.

Разбросанные игрушки – раздражение – крик – ссора

Вот привычная схема взаимодействия двух близких людей.

Непривычные действия. Мама заметила разбросанные игрушки (посыл) и, помня, что криком она не добьется нужного результата, остановила свое раздражение .

А дальше, как сработает фантазия. Можно спокойно сказать: «Слушай, у нас какие-то игрушки бесхозные, у них даже дома своего нет, им так там одиноко быть раскиданными на полу. Может быть, мы сделаем для них домик? Или, если ты не будешь возражать, давай отдадим их тому, кто будет о них заботиться?»

В следующий раз, если картина повторяется, снова остановить свое раздражение и опять посетовать на то, что они бесхозные и бездомные. Крайний случай – собрать игрушки в коробку и вынести на лестничную клетку, объяснив, что они там будут ждать своего хозяина, который хочет о них заботиться. Ни какой жалости к тому, что приходится «выбрасывать» игрушки, внутренне согласитесь с тем, что они могут исчезнуть, если ваш ребенок за ними не пойдет.

Но! И это очень важно – смена эмоционального посыла . Все делается дружелюбным, может и уставшим, но спокойным голосом. И схема меняется, конечно, не сразу, и даже через увеличение дискомфорта. Но, вы же помните, какого результата хотите добиться! ПОМНИТЕ, изменяем мы не ребенка, а себя, вернее, свою эмоциональную реакцию.

Раскиданные игрушки – спокойное состояние – отзывчивость ребенка – порядок в комнате

Это как пример, вариантов можно придумать множество. И помнить, что с первого раза игрушки не будут убираться на место. Ваша задача – преодолевая дискомфорт, придерживаться нового варианта поведения , даже когда ваши руки опускаются. Через какое-то время результат будет достигнут. Не верите? Проверьте. И помните о своем эмоциональном состоянии .

Почему я говорю с уверенностью? Это и мой опыт, и опыт многих, кто проходил обучение в группах «Осознанного внимания».

Мы рассмотрели два примера преодоления дискомфорта и получения необходимого результата. На основании этого можно сделать вывод:

  • чтобы преодолеть любой дискомфорт, необходимо понять, что дискомфорт – это естественная реакция на любом этапе пути;
  • если помнить о результате, которого вы хотите достигнуть, то дискомфорт – это даже очень преодолеваемое препятствие, потому что оно временное ;
  • даже маленькие изменения ваших привычных действий могут привести к большим изменениям в вашей жизни .

Выберете несколько небольших действий, которые бы вы хотели совершить, но инерция привычки не позволяет вам это сделать. Поверьте, вы способны преодолеть тот дискомфорт, который возникнет при смене реакции, ведь он временный, а за ним стоит нужный вам результат.

Научившись справляться с малым, вы получите опыт и уверенность для решения более сложных задач в своей жизни.

Общая неудовлетворенность жизнью

Это как раз тот случай, когда звучит фраза «Да, все замечательно, но могло быть и лучше!»

И тут все хорошо, и там все хорошо, все необходимое есть, и руки, ноги целы, и голова на месте, и работа вроде устраивает, и в личной жизни без больших проблем, но почему-то полной удовлетворенности нет.

Что-то все равно не так, что-то не устраивает… А вот и тренинг (статья) подходящий: «Как воплотить мечты в реальность» или «Десять способов стать счастливым» или «Как привлечь в свою жизнь удачу без усилий» и т.п.

О чем на самом деле в такой момент думает человек? Вот схожу на тренинг, послушаю, как воплощать мечты и стану счастливым (ну или что-то в этом духе). Приходит на тренинг, может даже активно участвует в нем, получает заряд энергии на неделю – другую. А потом опять все как всегда. Вроде бы все хорошо, но чего-то не хватает… А потом опять – либо новый тренинг, обещающий сделать нас счастливыми, либо книга, которая объяснит как правильно жить, либо статья, дающая пошаговый рецепт счастья, которая будет только прочитана… Но почему-то оно, это долгожданное счастье, никак не приходит.

А что происходит? Человек развивает мозги, получает новые знания, и чем больше новых знаний, тем более неудовлетворенным становится. Мы знаем, мы очень хорошо знаем – как должно быть , каков должен быть мир, какое место мы должны занимать в нем, как все должно быть справедливо, все правильно. Но не получая точного воспроизведения своего знания, неудовлетворенность только возрастает. В нашем мире знания (читай – в нашей голове) – все прекрасно, но только мы входим в реальность – все ужасно, все не так.

Так чем же на самом деле занимается человек? Бежит от неудовлетворенного сознания в мир ума, понятий, представлений, знаний, и еще больше развивает свои мозги. И кажется что так все просто – удовлетвори человеку сознание, и он будет счастлив. Но как, если уже построены концепции? Как, если мы хотим только так, как знаем и не на миллиметр в сторону? Чем больше не удовлетворен человек, тем крепче его мозги, тем жестче его представления и требования.

Мы кидаемся в политику, в бизнес, в религию, в теории о человеческом обществе в надежде, что именно там и придет удовлетворенность. Но вся эта «возня» только от неудовлетворенного сознания.

А теперь вспомните, когда вы были по-настоящему счастливы. Вспомните, как эмоции переполняли вас, и вы в этот момент ни о чем не могли думать, не способны были размышлять. Эмоция останавливает мышление .

И как только вы начинаете размышлять, эмоции сразу же уходят, ум выталкивает их из сознания. Непосредственное восприятие подменяется оценками ума: хорошо – плохо, выгодно – не выгодно, как я выгляжу, что обо мне подумают, что я получу от этого. И чем больше мы размышляем, тем меньше остается эмоций, переживаний, состояний, тем меньше радости, счастья, удовлетворения . Если бы размышления, слова и знания приносили счастье, все уже давно были бы счастливы.

Но тут возникает другой вопрос – тогда зачем нам ум, размышления, знания, если они не дают возможности быть счастливым? Как здорово, надо перестать думать вообще, и счастье само спустится с небес. Но это уже другая крайность.

Непосредственное восприятие – это все наши эмоции. Оно всегда без оценок, это жизнь без целей. Зрение реагирует на красоту без размышления, слух реагирует на гармонию без осмысления. Если мы говорим о музыке, мы уже не наслаждаемся самим музыкальным произведением, ум подменяет непосредственное восприятие. Влюбленный человек не способен мыслить, пока не пройдут сильные эмоции.

Не рассказывайте о музыке, а наслаждайтесь ею. Не обсуждайте красоту природы, а прочувствуйте ее. Счастливые люди – не мастера слова, а знатоки состояний. Восхищенный человек не мыслит, а наслаждается своим состоянием. Счастливый человек не будет кричать о своем счастье, потому что как только включается ум, эмоция притупляется и уходит.

В непосредственном восприятии каждый мужчина становится джентльменом, каждая женщина – леди. Отзывчивость, уступчивость, юмор – спутники непосредственного восприятия.

Вот мы и подошли к самому главному – чередование знания (жизнь с целями) с непосредственным вне знания существованием (жизнь без цели) приводит нас к удовлетворенному сознанию, к удовлетворенности жизнью. Жизнь без целей включает стимуляторы, дает нам силы, вдохновение для того, чтобы мы могли достичь своих целей.